фото автора

Собор Феодоровской иконы Божией Матери и св. Благоверного князя Александра Невского (реставрируется)

Мысль о создании юбилейного храма возникла в 1907 году у "Союза русского народа", и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования, которые принесли 500 тыс. рублей. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.

Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.

Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Стилем могучий двухэтажный белокаменный собор подражал древним ярославским храмам и ростовским церквам конца XVII века. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию "цитат" из различных школ русского зодчества. Собор был "обряжен" всевозможными украшениями, окончательно превратившими его в "музей слепков". Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П. К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В. М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры - в общем и целом безвкусный.Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, настроенными известным специалистом граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.Этот белокаменный храм, посвященный 300-летию Дома Романовых, должен был стать "священным хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа", отчего в нем предполагалось собрать списки с икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев и др. Поскольку главной была идея памяти о "двух русских царственных домах", то нижняя трехпридельная церковь, вмещавшая 1500 человек и оформленная четырьмя массивными колоннами, стрельчатыми сводами и окнами-бойницами, была внутри выдержана в новгородском стиле XIII века и посвящалась св. Александру Невскому. 7 ноября 1913 г. были освящены два ее придела: правый - св. Филарета Милостивого, и левый - мученицы Марфы, чьи имена носили родители первого царя из рода Романовых. Верхняя Феодоровская церковь на 2000 человек, тоже трехпридельная, была украшена в ростовском стиле. Так как колонн в ней не было, то это создавало ощущение простора. Внутрь церкви вела расписная лестница со сценами из священной истории, с красивыми дверями из чеканной бронзы. Покрытый басмой пятиярусный иконостас вырезали из липы в московской мастерской И. М. Дикарева по эскизу зодчего, взявшего за образец иконостас церкви Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва), родовом храме Романовых. В той же мастерской были изготовлены киоты, царское место и Голгофа. Иконы - копии старинных - написали под руководством профессора Н. В. Покровского известные в Москве "изографы": В. П. Гурьянов, Н. С. Емельянов, Г. И. Чириков. Роспись в стиле фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре поручили создать В. С. Щербакову. Знаменитая фирма Оловянишникова изготовила утварь, ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром 3 сажени и отлила колокола с именами членов Царской Семьи. Серебряная дарохранительница - уменьшенная копия Успенского собора - была подарена храму государевой свитой, а воспроизведение сосудов из Ипатьевского монастыря - Гвардейским корпусом.

Главный придел нижней церкви во имя св. блгв. кн. Александра Невского оформить не успели, хотя Чириков написал образа для мраморного иконостаса, который сделала та же фирма Оловянишникова. Иконостас должны были украшать старинные царские врата, подаренные инженером С. Н. Смирновым. Названный придел был освящен лишь осенью 1920 года, одновременно с правым - святителя Николая и мученицы Александры - в верхней церкви, куда перед этим перевезли иконостас из закрытой церкви Пересыльной тюрьмы. Это послереволюционное освящение сильно отличалось от происходившего 15 января 1914 г. в главном приделе верхней церкви, на котором присутствовали Государь с дочерьми, члены Императорской фамилии, представители разных сословий и потомки подмявших грамоту об избрании Михаила Феодоровича на царство. Освящение совершил митрополит Владимир, будущий новомученик. Через неделю храм был объявлен соборным и получил небольшой приход. Служили в нем по-прежнему монахи Феодоровского монастыря, хотя настоятелем был назначен о. Владимир Шамошин. После революции монахи продолжали служить в соборе до конца июня 1932 г.

В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен и переделан под молокозавод. Обезглавленный полуразрушенный храм служит теперь мрачным памятником иллюзиям начала века. С фасада собора исчезла украшавшая его майоликовая икона, исполненная по эскизу С. В. Чехонина.После просьб, длившихся целых четыре года, собор ныне решено возвратить верующим, хотя процесс этот затянулся, и до сих пор в соборе находится молочный завод "Петролакт". Одновременно ведутся работы над техническим проектом воссоздания собора. У стен этого некогда величественного собора в 1990-х годах выстроена часовня Новомучеников и Исповедников Российских.

 



 

Hosted by uCoz