фото автора

Иоанновский женский ставропигальный монастырь

Въезжающие в Петербург в начале XX века через Московскую заставу издалека видели высокую четырехъярусную колокольню с золоченым куполом, напоминавшую колокольню Ивана Великого в московском Кремле. За каменной оградой, отделенные от проспекта зеленью деревьев, тянулись двухэтажные корпуса монастырского комплекса, в которые были включены три церковных объема. В центре высился Воскресенский собор с массивной луковичной главой и четырьмя малыми главками, по бокам — два небольших пятиглавых храма с шатровыми колоколенками над фасадами.

Петербургский Новодевичий монастырь нашел отражение в русской поэзии. В поэме А. А. Блока «Возмездие» дано описание встречи армии, возвращающейся в столицу после славной русско-турецкой войны 1877—1878 гг.:

За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой...


В столице Российской империи до середины ХVIII века не было женского монастыря, что свидетельствовало об определенном неблагополучии в духовной жизни государства. Императрица Елизавета Петровна, более превержанная првославным традициям, чем ее предшственники, вступив на престол в 1741 году, пожелала воздвигнуть в новой столице Девичий монастырь, куда, по преданию, намеревалась удалиться в старости. Для этой цели Государыня передала свой летний дворец, известный под названием "Смольный". Первые насельницы были призваны в устрояемую обитель из Новодевичьих монастырей Москвы и Смоленска. С тех пор установилась традиция именовать Воскресенский монастырь в Санкт-Петербурге Новодевичьим. С воцарением Екатерины II при монастыре было учреждено училище для воспитания благородных девиц, которое впоследствии переросло в Смольный институт. Однако с кончиной последних монахинь монашеская жизнь в стенах Смольного монастыря угасла. Возобновлением Воскресенского Новодевичьего монастыря мы обязаны Государю Императору Николаю Павловичу. Государь высочайше утвердил положение о строительстве обители на новом месте. Игуменией была назначена монахиня Феофания из Горицкого монастыря, известная своей подвижнической жизнью.

Игумения Феофания (в миру Александра Сергеевна Щулепникова, в замужестве Готовцева, 1785-1866) происходила из старинного дворянского рода. В двадцатилетнем возрасте с успехом окончила Екатерининский институт в Петербурге. Своими способностями и благонравием Александра Сергеевна снискала расположение вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, чье сердечное участие сопровождало ее всю последующую жизнь. Но после смерти супруга генерала С.С. Готовцева, убитого во время Шведской кампании, и внезапной кончины четырехлетней дочери Александра Сергеевна решила всецело посвятить себя Богу. Двадцать семь лет Александра Сергеевна (в иночестве Феофания) подвизалась в Горицком монастыре Новгородской Епархии. Уже 60-летней старицей она была призвана в Санкт-Петербург для устроения обители.(См. Игуменья Феофания)

Первые двадцать сестер также прибыли из Гориц. Поначалу они обосновались на Васильевском острове. Сам Государь Николай Павлович взял на себя попечительство, выделив обширный участок земли на Царскосельской дороге близ Московских Триумфальных ворот. Августейшим основателем сказаны были знаменательные слова:"... Монастырь будет поистине местом святости и благочестия ...". Первой постройкой на новом месте стала деревянная церковь-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. По случаю освящения из кафедрального собора столицы доставили чудотворный образ Казанской Божией Матери.

"Воля Царя Небесного, слово Царя земного, любовь к святыне православного народа", - и громадное дело совершилось. Третьего ноября 1849 года в присутствии Царской Фамилии Митрополитом Никанором произведена закладка каменного соборного храма Воскресения Христова с пятью приделами. Создателем проекта всех главных монастырских построек стал известный архитектор Н.Е. Ефимов, а после его кончины - Н.А. Сычев. Только в 1854 году в Неделю Всех Святых переселились монахини с Васильевского острова в каменный корпус. По сторонам собора в монастырских корпусах устроены были две церкви. Церковь в честь Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери, где часто молилась матушка Феофания, освятили в 1854 году.(См. Ватопедская икона Божьей Матери "Отрада и Утешение"). Список Ватопедской иконы "Отрада и Утешение" был прислан старцем Серафимом Святогорцем со Святой Горы Афон (автором известной книги «Письма святогорца»). На обороте иконы афонскими старцами была сделана надпись: "Господи! Ради молитв и ходатайства Твоея Пречистаыя Матери да будет благословение святой Афонской горы и Старцев Русской Пантелеймоновской обители на месте, где же волею Августейшего Монарха Николая Первого, по благословению свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых. Да и от сего пресветлого Лика Пренепорочной Твоей Матери, Господи, изольется благодать и спасение Твое в роды и роды на царственный град св.Петра и на Державный Дом и на всю Россию от конец до конец ея". Перед Афонской иконой инокини круглосуточно читали псалтырь, совершали акафисты и молитвы, панихиды о русских воинах, погибших в Крымскую, Русско-Турецкую и Первую мировую войну. Афонская церковь соединялась с монастырскими корпусами специальными переходами, имела три выхода – один центральный и два боковых. Церковь считалась келейной, из своих покоев игуменья могла выйти прямо на правый клирос.

В апреле 1855 года в монастыре состоялась освящение второй церкви в северном корпусе – в честь Трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эту церковь, как и другие расписывали монахини под руководством Г.И.Яковлева. Одновременно он же обучал иконописи послушниц и монахинь обители. Позже живописец занимался росписью главного Воскресенского собора. Летом 1861 года состоялось освящение главного монастырского собора. Воскресенский собор был задуман как центр всего монастырского комплекса. Общая высота его от земли до вершины креста на куполе составила 21 сажень (ок. 50 м.). Пятиглавый монастырский собор имел пять приделов. Главный центральный предел был освящен в честь Воскресения Христова. Справа от алтаря находился предел Успения Божией Матери, а слева Архангела Михаила. Два предела находились на хорах: справа – Всех Святых, а слева – в честь Николая, архиепископа Мирликийского. Величественный Воскресенский собор поражал современников своим благолепием. Величественный монастырский ансамбль преобразил всю Московскую заставу. Выстроенный с непристанной молитвой во Славу Божию он напоминал о Вечном, звал к молитве, излучал благодать. Из шести монастырских церквей две: во имя Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радости", часто называемой Карамзинской (1856), и Святого Пророка Илии (1888), - возведены на кладбище, где одним из первых был погребен монастырский архитектор Николай Ефимович Ефимов. Молитвами, трудами и слезами налаживалась строгая монашеская жизнь. Монастырское хозяйство содержалось в образцовом порядке радением матушки Феофании и монахинь. Игумения Феофания, Божия избранница, наделенная многими духовными дарами, почила в Духов День на 80-ом году жизни 16/29 мая 1866 года. Похоронена великая подвижница у алтаря Воскресенского собора. Рядом с ней покоятся ее преемница игумения Евстолия (+1886) и верный друг, многолетняя сподвижница монахиня Варсонофия (+1866).

Монастырь плодотворно развивался благодаря строго налаженному монашескому житию. При игумении Валентине был открыт приют для детей-сирот и общеобразовательное училище. Больница монастыря обслуживала бедных прихожан. Во время 1-й мировой войны в больнице находился госпиталь для раненых воинов. Иконописная мастерская со своей школой живописи славилась на всю Россию. В ней преподавали в разное время академики живописи Г.И. Яковлев, П.И. Невзоров, И.И. Тихобразов, А.А. Колчин, П.П. Чистяков. Заботливое попечение о монастырских иконописцах имел ректор Академии художеств Ф.И. Иордан. По просьбе святителя Николая (Касаткина) были написаны иконостасы для православных храмов в Японии. В обители получила художественное образование и первая японская иконописица Ямасита Рин.

В память 900-летия Крещения Руси при монастыре была учреждена Свято-Владимирская церковно-учительская школа для подготовки учительниц церковно-приходских школ и школ грамотности Петербургской епархии. Её попечителями стали: обер-прокурор Св.Синода Константин Петрович Победоносцев (воспитатель двух российских императоров – Александра III и Николая II), его супруга, Екатерина Александровна Победоносцева. Школа открылась 31 октября 1889 года. Здание ее — двухэтажное, построенное в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы — Святого Равноапостольного великого князя Владимира. На первом этаже располагались классы церковно-приходской школы грамоты и кухня. В каждом классе горела негасимая лампадка. Поскольку своего храма в школе еще не было, девочки ходили на службы в монастырь. В 1895 году архиепископ Антоний освятил школьную церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы. На освящении присутствовал К.П. Победоносцев. Церковь находилась на втором этаже школы. Через четыре года здание частично перестроили, и в 1901 году церковь вновь была освящена. Все воспитанницы и учительницы любили свой храм. Он был слегка продолговатый, вместимостью до 300 человек, стены, выкрашенные в мягкий голубой цвет, придавали нарядность; его украшали иконы детей-святых: Иоанна, Веры, Надежды, Любови, Кирика, царевича Дмитрия. Написал эти иконы А.В. Серебряков . 10 марта 1907 года в шесть часов вечера отошел ко Господу основатель школы Константин Петрович Победоносцев. Значение К.П. Победоносцева для русской истории огромно. Это был видный ученый и крупный государственный деятель, который четверть века занимал должность обер-прокурора Священного Синода, всей душой болевший о благоденствии Русской Православной церкви и много сделавший для нее. При жизни о нем злословили как о чиновнике червством, без сердца, но когда он скончался, газеты всех направлений признавали, что это был человек безукоризненной чистой жизни, выдающейся честности, прямолинейный, сильный духом, личность громадного ума и широкого сердца, о чем свидетельствует его благотворительность. Отпевание совершили 13 марта в церкви Свято-Владимирской школы оба митрополита, а затем гроб опустили в могилу у восточной, алтарной стены здания церковно-учительской школы. Могила буквально утопала в огромном количестве венков, из которых один был с особенно знаменательной надписью, выражающей всю суть деяний К.П. Победоносцева: «Приклонившему сердце народа к откровению Божию, а не к корысти».(См. К.П.Победоносцев)

При игумений Антонии (Рейнбот) 8/21 июня 1908 года по проекту В.А. Косякова был заложен каменный храм-усыпальница во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство закончили в 1912 году и приступили к отделке. Расписать храм предложили Ф.Р. Райляну. Величественный храм, задуманный в русско-византийских традициях, создает впечатление самобытности и глубоко созвучен нашему времени. У стен этого храма в 1918 году был погребен и сам зодчий В.А. Косяков.(См. Казанский храм)

II-м протоиереем Воскресенского Новодевичьего монастыря с 21.03.1911 до своего монашеского пострига 20.02.1920 был прот. Александр Васильевич Сыренский, впоследствии - архим. Алексий, благочинный Александро-Невской Лавры. Информация о нем содержится здесь: По семейному преданию, это был человек святой жизни (в частности, обратите внимание на то, что с 1903 г. до своего пострига в 1920 г. прот. Александр нес послушание духовника священно-церковно-служителей нескольких благочиннических округов СПб).(эта нформация прислана посетителем нашего сайта Николаем Андрющенко).

На долю последней настоятельницы – игумении Феофании (Рентель), которая подвизалась в Новодевичьем монастыре с 1903 года, выпал особый крест – быть свидетельницей разорения монастыря и ареста церковнослужителей и монахинь. Сюда в монастырь они уже не вернутся никогда. Однако иноческая жизнь еще сохранялась в стенах обители, пока игумению и последних сестер не арестовали. Божием промыслом стараниями Л.Соколовой удалось установить имена последних насельниц монастыря, приведенные в книге Соколова Л.И. – Никто молитвы не отнимет., – СПБ.: 2000 (См. Список репрессированных)

В 1927 году монастырь стал центром епархиальной жизни. Здесь находилось официальная резиденция митрополита Серафима (Чичагова). Служил Господу Владыка на различных кафедрах, куда посылал его Промысл Божий. Будучи архиепископом, о. Серафим был избран членом поместного собора 1917-1918г.г. Он был хорошо известен православным как блестящий проповедник и продолжатель своего духовного отца Ионна Кронштадтского, у которого он окормлялся тридцать лет. Капитальный труд о. Серафима «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» положил начало изучению этой обители и прославлению преподобного Серафима Саровского. В сентябре 1933 года митрополит Серафим (Чичагов) был отправлен на покой и жил под Москвой. Впоследствии он был арестован и расстрелян 11 декабря 1937 года.
(См. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов))
К весне 1938 года в Ленинграде и области осталось всего 2 диакона и 10 священников на 17 действующих православных храмов. В Новодевичьем монастыре впоследствии находились покои Алексия I (Симанского) митрополита Ленинградского и Новгородского. 2-го февраля 1945 года Владыка Алексий I на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и Всея Руси.

В 1935 году матушку Феофанию, вслед за арестованными раннее в 1931-1932 гг. монахинь Новодевичьего монастыря, отправили в ссылку в Башкирию. В разоренном монастыре остались одни больные и престарелые, которых закрыли в подвале, обрекая их на смерть. Афонская церковь была закрыта последней в апреле 1938 года. Разграбили монастырский собор, взорвали колокольню. Одно из самых живописных кладбищ Петербурга подверглось надругательству. Сильно пострадал некрополь, где погребены многие выдающиеся государственные, общественные и военные деятели, поэты, композиторы, литераторы: Ф. Тютчев, М. Врубель, Э. Направник, Н. Некрасов, Н. Римский-Корсаков, А. Майков, А. Лядов, М. Чигорин, П. Багратион, С. Боткин, А. Краевский, П. Демидов, Г. Невельской -гордость и слава Отечества. Поныне сохранились погребения сестер обители. Среди дорогих могил и праведница XIX столетия, блаженная Дарьюшка (инокиня Исидора) (См. Странница Дарьюшка)
На Новодевичьем кладбище сохранилась одна из немногих могил новомучеников. Эта могила архиепископа Илариона Троицкого. Когда архиепископа отправляли из Соловков на вечное поселение в Среднюю Азию, по дороге он заболел и скончался в Ленинграде в тюремной больнице. (См. Священномученик Иларион (Троицкий))

Семидесятилетнее "Вавилонское" пленение закончилось. Началось постепенное возвращение монастырских святынь. Первым был передан храм Казанской Иконы Божией Матери. В нем открыли придел в честь Державной иконы Божией Матери. Рождественским постом 1996 года с первыми насельницами началось возрождение монашеской жизни в Воскресенском Новодевичьем монастыре. К этому времени была обретена могила приснопамятной основательницы. 29 декабря 1996 года, в день ее тезоименитства, духовником Санкт-Петербургской Епархии архимандритом Кириллом (Начисом) была отслужена Божественная Литургия и освящен крест на могиле петербургской подвижницы. При благоустройстве территории в 2003 году были обретены ее честные останки. Помолиться на это святое место приходят благодарные почитатели "наставницы монахинь и собеседницы ангелов"

Знаком сугубой милости Божией стало промыслительное событие , подтверждающее Божие благоволение к монастырю. В декабре 1996 года в храме появилась сияющая обновленная икона Казанской Божией Матери.(См. Казанская икона Божьей Матери ).Прежде потемневшая, пострадавшая от времени и небрежения, сменив много владельцев, она попала в Никольский собор. Этот дивный образ собирались реставрировать, но он сам обновился 6 ноября 1996 года, как только решили передать его в Казанский храм. Акафистным пением и горячей молитвой почтили "пришествие" Пречистого Образа Царицы Небесной.

Постепенно налаживается традиционная монастырская жизнь. Усердием прихожан и благотворителей завершается восстановление Казанского Храма. Здесь находятся многие святыни обители: древняя икона Страшного Суда - дар Президента России В.В.Путина, фамильный крест Дома Романовых с частицей Древа Креста Господня; чтимый образ великомученика Пантелеимона с частицей мощей; список Державной иконы; ковчег с частицей мощей священномученика Илариона Верейского и его погребальное облачение (память 15/28 декабря). В 2001 году возвращен пости весь монастырский комплекс. Для восстановливаемого Ватопедского храма написан образ Афонской Ватопедской иконы Божией Матери "Отрада и Утешение" на святой Горе Афон. Этот образ в 2003 году прибыл в обитель. По установившейся традиции в день празднования иконе 21 января/ 3 февраля совершается ночное богослужение.

С 1997 года при монастыре открыта богадельня для больных и престарелых. При обители действует воскресная школа, детский хор, благотворительный социальный центр для детей из неблагополучных семей. В 2003 году на престольный праздник в Свято-Введенском храме при воскресной школе (Московский пр.,д.104) была совершена первая Божественная Литургия.

Обитель принимает многочисленных паломников, сирот из приютов и детских домов. Монастырским издательством выпущены первые книги, посвященные истории обители и ее святыням.

Ожил "островок вечности" среди бушующего моря городской суеты. Да будет он непоколебимой твердыней веры и благочестия, надежным пристанищем всем имущим спасения.

Адрес, реквизиты монастыря:
196084, Россия, Санкт-Петербург,

Московский пр., 100 проезд до ст.метро "Московские ворота"


Сайт монастыря - http://www.novodev.orthodoxy.ru/
http://www.novodev-monastyr.spb.ru/kontakt-monastyr.html

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА МОНАСТЫРЯ - http://www.novodev.orthodoxy.ru/novodev-school.html

 

Hosted by uCoz