Церковь Воскресения Словущего при Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе
В Санкт-Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе восстановлена
церковь "Воскресения Словущего или Обновления Иерусалимского храма".
Церковь была основана великим князем Константином Павловичем в 1810 г. для
воспитанников Дворянского полка, разместившихся в доме графа Р.И. Воронцова
(современный адрес: С-Петербург, Московский проспект, 17).
Проект училищного храма исполнил военный инженер, подпоручик А.Е. Штауберт.
Церковь является важной доминантой в решении левого крыла переднего фасада
здания, образуя его левый церковный флигель. (В симметричном ему правом крыле
находилась лютеранская церковь, упразднённая в 1830 году). Православный училищный
храм был решен как двусветный и размещен в двух (второй и третий) этажах.
Его деревянный купол, увенчанный крестом, до конца 19 века доминировал над
всей тогда еще - трехэтажной застройкой училищного комплекса, составляя живописнейшую
панораму, открывавшуюся с Обуховского моста.
Интерьер церкви был оформлен парами прилегающих композитных колонн и пилястр,
перекрыт плоским куполом, выдержан в стиле ампир с позолотой и росписью. Лепку
и роспись осуществили известные мастера Барнаба Медичи и Фридолино Торичелли.
Они принадлежали к числу группы итальянских мастеров-декораторов, прибывших
в Россию в конце XVIII века. Ампирный деревянный двухярусный бело-золотой
алтарь выполнил резчик и позолотчик Фогт, иконы для него написал художник
С.А. Бессонов. Эскиз иконостаса принадлежал Штауберту.
30 января 1810 г. храм Воскресения Словущего торжественно освятил митрополит
Амвросий (Подобедов). В 1857 г. в здании дома Воронцова разместился Константиновский
кадетский корпус, ставший в 1859 г. Константиновским военным училищем. С его
приездом на стенах церкви стали устанавливать черные памятные доски с именами
воспитанников Дворянского полка, геройски погибших в сражениях, начиная с
1809г. Первые доски с именами 250 воспитанников, убитых или умерших от ран
в сражениях, были сооружены в годовщину образования Дворянского полка 14 марта
1840 года. Эта традиция была продолжена уже самими константиновцами, и к началу
20 века храм Обновления был заполнен этими досками. Храм «Воскресения Словущего»
считался одним из самых красивых среди петербургских церквей, исполненных
в стиле ампир.
В 1894 году здание училища было перестроено под руководством архитектора Н.А
Архангельского. Надстройка главного здания была выполнена им к 1907 г., когда
училище отмечало свой столетний юбилей. Конечно, архитектурное вмешательство
не прошло бесследно: купол училищного храма, ранее доминировавший в воздушном
пространстве над учебными корпусами, оказался как бы запертым в угол. Хотя
его церковное крыло переделке не подвергалось, оставаясь в прежних размерах,
в отличие от центральной части корпуса и того здания, которое примыкало к
храму со стороны Фонтанки, его архитектурный образ безусловно исказился.
В планы архитектора Архангельского в 1904 году входило строительство часовни,
которую он предполагал соорудить вблизи церковного крыла главного корпуса
училища на углу Московского (тогда Забалкаиского) проспекта и Фонтанки. Проект
этот не был осуществлен.
После упразднения Константиновского артиллерийского училища и открытия на
его месте Вторых советских артиллерийских курсов в 1918 г., церковь Воскресения
Словущего закрыли. Помещение церкви в дальнейшем перестройке не подвергалось,
в нем долгие годы находился музей Артиллерийского училища...
В 1993 г. в здании бывшего Константиновского училища открылся кадетский ракетно-артиллерийский
корпус, а в 2004 г. началось возрождение храма.
К 2006 г. были завершены работы по ремонту кровли, отреставрирована ротонда,
подготовлен для последующей росписи купол. 14 марта 2007 г., в день двухсотлетнего
юбилея Константиновского училища в храме Воскресения Словущего был отслужен
молебен после окончания основных восстановительных работ и была принесена
частица Креста Господня,частица мощей свв. мучч. младенцев Вифлеемских. Первая
литургия в храме состоялась 09.09.07г.
Настоятель храма свящ. Александр Берташ.