фото автора.
Церковь во имя Иконы Божией Матери
"Всех Скорбящих Радосте" (с грошиками)
подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря
Просп. Обуховской Обороны, д. 24
Церковь во имя прославленной чудесами иконы Пресвятой Богородицы "Всех
Скорбящих Радосте" (с грошиками) возведена в 1894 – 1898 годах на народные
деньги. Место рядом с храмом было святым и удивительным: его указала, по преданию,
cама Пресвятая Богородица, причем указала трижды. Первоначально на месте церкви
возвышалась деревянная часовня. Здесь был перевоз с левого берега Невы на
правый, от селения Стеклянного завода к деревне Клочки. Однажды лодочники-перевозчики
увидели плывущую прямо н а них икону. У причала она остановилась. Подняв икону
из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Тихвинская Богородица. Слух
об иконе облетел все селение. Местные жители, увидев в ее появлении особую
милость Божию, решили поставить часовню близ того места, где "явилась
и была обретена икона". Сильное наводнение 1824 г. затопило все берега
Невы, а деревянную Тихвинскую часовню вода подняла с места и отнесла на другой
берег, к деревне Клочки. Крестьяне этой деревни оставили часовню у себя, а
икону Богородицы возвратили жителям селения Стеклянного завода, которые построили
для нее новую часовню. Прославление этой главной святыни часовни совершалось
23 июля. 23 июля 1888 во время страшной грозы, молния ударила в деревянную
Тихвинскую часовню, спалив все иконы, находившиеся в ней. Невредимой осталась
только икона Божией Матери "Всех Скорбящих Радости" суздальской
работы, в которую впаялись во время удара молнии мелкие медные копейки из
расположенной рядом с ней кружки для сбора пожертвований прихожан. Монетки
не врезались в образ, а прилипли к его поверхности; икона же удивительным
образом обновилась, как будто она была заново написана. С этих пор икона считается
чудотворной. В народе она получила имя "Богородицы с грошиками".
Икона "Всех Скорбящих Радости с грошиками" или Петербургской Божией
Матери широко почиталась в России и за рубежом, не только православными верующими,
но и протестантами. Сам Император Александр III после этого почтил своим посещением
убогую окраину и повелел возвести здесь храм для сохранения иконы рядом с
местом, где находилась Тихвинская часовня. Таким образом, строительство храма
было привязано не только к конкретному событию, но и к конкретному месту.
Церковь строилась как приходская для жителей Стеклянного завода на земле,
принадлежавшей Кабинету Его Императорского Величества. Для возведения каменного
храма Кабинет "уступил" участок земли в 580 кв. саж, который ни
на каком этапе церкви не принадлежал. Храм был построен исключительно на частные
пожертвования. Храм заложили 12 июня 1894 г., и уже через год черновые работы
были завершены. 9 июня 1896 г. на храм были подняты кресты, а в 1897 году
его начали расписывать. Архитекторы А. И. фон Гоген и А. В. Иванов создали
живописную церковь – один из самых "чистых" образцов ретроспективного
"русского стиля". Здесь авторы ориентировались на "узорочную"
архитектуру Москвы XVII века. Главными прототипами церкви послужили московские
храмы в Никитниках и Останкине. Храм был поставлен на высокий гранитный подклет,
имел пирамидальный нарастающий силуэт. Его главки, шатер, звонницы и малые
шатры пониженных боковых объемов, украшенных в основании килевидными кокошниками,
были увенчаны золочеными крестами со вставками в виде стеклянных призм зеленого
цвета.
Церковь во имя иконы "Всех Скорбящих Радросте". Отсканировано с
открытки и журнала.
Пластическая выразительность силуэта усиливалась обилием каменного декора.
Живописная выразительность достигалась за счет цветового решения: сочетание
основного кирпичного цвета с выступающими белыми деталями. Интерьер церкви
поражал обилием росписей в духе Большого Успенского московского собора. Большой
пятикупольный каменный храм с многоярусной колокольней был торжественно освящен
2 августа 1898 года. Левый предел храма - во имя святителя Николая и пророка
Илии был освящен 2 декабря того же года. Правый придел был оставлен для Чудотворного
образа, который хранился в часовне и переносился в Церковь во время богослужений.Церковь
во имя Скорбященской иконы Божией Матери была одной из самых посещаемых и
любимых церквей Петербурга - Петрограда. Чудотворная икона хранилась в перенесенной
внутрь храма часовне, пострадавшей от удара молнии, во время литургии её выносили
в храм. На месте старой часовни Тихвинской Божией Матери на набережной Невы
в 1906 - 1909 годах была возведена новая. Она выдержана в том же характере,
что и церковь; за образец А. И. фон Гоген взял придел знаменитого московского
храма Рождества в Путинках середины XVII века.В свое время этот храм считался
одним из лучших храмов Петербурга. С 1902 г. при церкви Божией Матери "Всех
Скорбящих Радости" существовала богадельня для престарелых женщин и калек.
Изящная церковь с легкой шатровой колокольней, нарядными галереями и декоративным
пятиглавием на поясах кокошников варварски снесена 26 ноября 1932 года. Сохранилась,
правда без шатровых завершений, лишь часовня при ней.После закрытия Скорбященской
церкви, в 1932 – 1938 годах часовня действовала как приходская обновленческая
церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому
районному штабу МПВО. Чудотворный образ Скорбященской Божией Матери с грошиками
был спасён прихожанами и в конце 40-х годов он был передан в Свято-Троицкую
церковь "Кулич и Пасха", где и находится и в настоящее время.В первой
половине 1990-х годов территория бывшей церкви с часовней передана С.-Петербургской
епархии. Здесь разместилось подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского
монастыря. В 1996 году получено благословение правящего архиерея на восстановление
храма, произведена расчистка фундамента. На берегу Невы, за часовней обнаружена
и приведена в порядок могила одной из петербургских святых – Матрёнушки-Босоножки
(Матроны Петровны Мыльниковой). Ведутся работы по восстановлению прежнего
облика часовни, действующей в качестве храма.