фото автора.

Часовня во имя святого великомученика Иоанна Нового Сочавского

в память Успенского собора "Спас-на-Сенной". Сенная пл, д. 2

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18 июля 1753 года на новом месте. Через 2 дня архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь, которая строилась на земле и на деньги богатого откупщика С.Яковлева. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк богача.
Через пять лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нем своды, отчего освящение первого, левого, холодного Трёхсвятительского придела задержалось до 20 июня 1761 года. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. 2 октября 1764 года настал черед придела преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5 декабря 1765 года - главного, теплого, названного вопреки первоначальному намерению Успенским, хотя в народе продолжало бытовать прежнее наименование. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М. Л. Колокольников.Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трехъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлиненным куполом. В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833 - 1835 годах архитектор А. И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, в 1822 был освящен им же созданный южный придел с алтарём Всемилостивого Спаса, а позже 14 февраля 1835 - северный архистратига Михаила, построенный П. Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г. И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1 октября 1870 года обновленный храм был уже освящен. В 1897 - 1898 годах В. В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золоченой медью. В 1902 - 1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И. И. Яковлева, произведен ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году. Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золоченой ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов. Храмоздатель Яковлев подарил плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф. А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в семь пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золоченой серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей Критский" кисти В. М. Пешехонова, и картины Г. Г. Мясоедова.

Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова. Успенская церковь, более известная под именем "Спаса-на-Сенной" (по названию одного из приделов), стоявшая на большой торговой площади, входила в число особенно посещаемых храмов Петербурга. В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.

Старшее поколение горожан еще помнит этот темно-зеленый пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный январской ночью 1961 года, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины. В 2003-2005 гг. в память об этой святыне рядом с вестибюлем станции метро выстроена небольшая часовня, освященная в честь покровителя торговли Иоанна Нового

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы располагалась по Садовой улице на Сенной площади (с 1952 по 1991 год - Площадь Мира) и была одним из самых посещаемых храмов города. 20 июля 1753 года рядом была заложена каменная церковь, строившаяся в основном на средства купца Саввы Яковлевича Яковлева. Строительство длилось 12 лет.

Внешне храм был закончен в 1762 году, в год восшествия на престол императрицы Екатерины II. Рядом с пятикупольным каменным храмом была возведена высокая трехъярусная колокольня. 5 декабря 1765 года был освящен главный храм во имя Успения Божией Матери. Иконостас центрального придела написал известный иконописец М.Л. Колокольников.

В 1816-1817 годах архитектор Луиджи Руска пристроил к церкви 2 придела с южной и северной стороны. Он же в эти годы перестроил портал храма Успения со стороны колокольни (из-за неравномерной осадки грунта колокольня повредилась, и архитектору пришлось перестраивать ее и соединить вместе теплый и холодный храмы). В 1833-1836 годах А.И. Мельников расширил храм, перестроил купола и своды. Перестраивались также Спасский и Михайло-Архангельский приделы. Третий ярус колокольни также был перестроен в эти годы. Колокольня приобрела более стройный силуэт.

В 1867-1871 годах храм перестраивался еще раз по проекту петербургского епархиального архитектора Г.И. Карпова. При нем была начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, немного изменена форма глав и переделаны портики. Лепные работы выполнили Сильвестр Косолапов и Иван Балин, роспись и реставрацию икон произвел академик В.В. Васильев. Возобновление храма производилось четыре года. Все пять престолов были сняты с мест, и поэтому освящение каждого из них было полным.

После революции из церкви Успения дважды изымались церковные ценности. Был изъят и серебряный престол. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся кафедральным обновленческим собором. В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом 1200 пудов были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 годах передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938-го храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, несмотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели». В январе 1961 года храм, с которого перед этим сорвали кровлю (позолоту и медь), взорвали, освободив место под строительство павильона станции метро «Площадь Мира» (ныне - «Сенная площадь»).

В июне 1999 года у павильона станции метро «Сенная площадь» обвалился бетонный козырек весом около 15 тонн, погибло несколько человек. Как выяснилось, причиной катастрофы стал строительный брак, допущенный при сооружении вестибюля в 1964 году. Все сразу вспомнили взорванный храм, а на это место повесили клеймо «нехорошего».

.

 

Hosted by uCoz